АННОТАЦИЯ к рабочей программе учителя - логопеда Рабочая программа (далее РП) определяет специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе механизм ее адаптации для детей с речевыми нарушениями, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития и направлена на: 1) обеспечение коррекции речевых нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы; 2) освоение детьми с речевыми нарушениями образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Цели и задачи реализации рабочей программы Цель рабочей программы - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для коррекции и компенсации речевых нарушений в соответствии с их возрастными, индивидуально психологическими и физиологическими особенностями ,способствующие развитию ребенка с речевыми нарушениями на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности для успешной подготовки дошкольников к обучению в школе и дальнейшей социальной адаптацией. Задачи обязательной части рабочей программы: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ. Преодоление недостатков в речевом развитии. Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия. Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи. Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи. Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях. Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии. Планируемые результаты освоения рабочей программы рабочей программы Целевые ориентиры на завершении обучения на логопедическом пункте у детей с ФФНР правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; чётко дифференцировать все изученные звуки; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; производить элементарный звуковой анализ и синтез; овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов; коммуникативные навыки. Целевые ориентиры на завершении обучения на логопедическом пункте у детей с ОНР III уровня Планируемые итоговые результаты коррекционно-развивающей работы с детьми едины как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи. В связи с этим логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, направлена на решение задач: практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия); подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты; развитие навыков связной речи. Результаты коррекционно-развивающей работы Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ образовательной программы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении образовательной программы. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по рабочей программе Диагностическая работа включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста (начало и конец года), с целью выявления наличия речевых нарушений, а также направления их на психолого-медико-педагогическую комиссию для зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт (на основе заключения ПМПК). Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для выявления эффективности коррекционноразвивающей работы. В мае подводятся итоги коррекционно-развивающей работы с детьми, зачисленных на логопункт. РП составлена с учетом 5 основных образовательных областей, учитывает особенности речевого и общего развития детей с нарушением речи. Комплексность педагогического воздействия направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка. Основной формой работы является - игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями и ни в коем случае не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку, не является его аналогом. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию, воспитателей и родителей дошкольников. В работе по образовательной области «Речевое развитие» участвует воспитатель и учительлогопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя логопеда. Воспитатели следят за состоянием речевой деятельности детей, осуществляют контроль за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендации логопеда в тетрадях взаимодействия. Также, воспитатели осуществляют развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи). Расширяют и активизируют словарный запас детей. Знакомят дошкольников с книжной культурой, детской литературой Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок. Развивают у детей способность чувствовать красоту и выразительность родного языка, языка художественного слова. поэтического слова. Решение образовательных задач предусматривает: - поддержку зарождения в недрах диалогического общения новой формы речи - монолога, возникающего вследствие желания ребенка поделиться своими мыслями, чувствами, возросшими знаниями об окружающем; - поддержку интереса детей к звучащему слову, словотворчеству, интереса к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого; - организацию упражнений в правильном произнесении звуков в словах, слов, шутокчистоговорок, скороговорок, поговорок . организацию упражнений в произношении слов и предложений в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией; - знакомство детей с окружающей графикой – вывесками, названиями книг, подписями под картинками, надписями на этикетках, вещах, значках и др.; - организацию инсценировки изображения на картинах, рисунках с использованием мимики, жестов, позы, голоса в соответствии с выбранной ролью; - организацию создания детьми (совместно со взрослыми) «книг» - сборников сочиненных детьми сказок, рассказов из личного опыта, песенок, проиллюстрированных детскими рисунками. Формы совместной образовательной деятельности с детьми: - устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Фольклорные тексты включаются в разные виды детской деятельности (игровую, речевую, изобразительную, театрализованную); - словесные, речевые игры; - диалоги; - расширение словаря в ситуативном общении через малые фольклорные формы; - речевая зарядка на основе считалок, скороговорок, прибауток и т.п. - игры с рифмой; - сочинение загадок; - рассказывание по картинкам, иллюстрациям, фотографиям; - создание аудиокниги. В работе по направлению « Познавательное развитие» участвуют воспитатель, педагогпсихолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОВЗ и этапа коррекционной работы. Основными специалистами в направлении «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к работе. В направлении «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатель, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой. Музыкальный руководитель осуществляет выполнение упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти; Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации. В этой области педагоги способствуют реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.) Работу по направлению «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию и инструктор по плаванию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников. Они осуществляют выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д. Использование подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.