Аннотация к рабочей программе учителя - логопеда

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учителя - логопеда
Рабочая программа (далее РП) определяет специальные условия для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе механизм ее адаптации для
детей с речевыми нарушениями, использование специальных образовательных программ и методов,
специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их
развития и направлена на:
1) обеспечение коррекции речевых нарушений развития детей с ограниченными возможностями
здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы;
2) освоение детьми с речевыми нарушениями образовательной программы, их разностороннее
развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель рабочей программы - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для
коррекции и компенсации речевых нарушений в соответствии с их возрастными, индивидуально психологическими и физиологическими особенностями ,способствующие развитию ребенка с речевыми
нарушениями на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту
видам деятельности для успешной подготовки дошкольников к обучению в школе и дальнейшей
социальной адаптацией.
Задачи обязательной части рабочей программы:
 Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными
навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей
ступенью системы общего образования.
 Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.
 Преодоление недостатков в речевом развитии.
 Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.
 Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению
общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических
трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи.
 Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе
работы над фонетико-фонематической стороной речи.
 Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой
памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе
коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей
старшего дошкольного возраста.
 Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и
специалистами медицинских учреждений. Обучение родителей эффективным приемам воспитания
ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
 Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с
детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в
речевом развитии.
Планируемые результаты освоения рабочей программы рабочей программы
Целевые ориентиры на завершении обучения на логопедическом пункте у детей с ФФНР
 правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
 чётко дифференцировать все изученные звуки;
 называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
 находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
 различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”,
“предложение” на практическом уровне;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
коммуникативные навыки.
Целевые ориентиры на завершении обучения на логопедическом пункте у детей с ОНР III уровня
Планируемые итоговые результаты коррекционно-развивающей работы с детьми едины как для
нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.
В связи с этим логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, направлена на
решение задач:
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков,
звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
развитие навыков связной речи.
Результаты коррекционно-развивающей работы
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение
детьми с ОВЗ образовательной программы.
Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного
маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при
освоении образовательной программы.





Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по рабочей программе
Диагностическая работа включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного
возраста (начало и конец года), с целью выявления наличия речевых нарушений, а также направления их
на психолого-медико-педагогическую комиссию для зачисления детей старших и подготовительных
групп детского сада на логопункт (на основе заключения ПМПК). Среди данной группы детей в январе
проводится контрольный срез речевого развития для выявления эффективности коррекционноразвивающей работы. В мае подводятся итоги коррекционно-развивающей работы с детьми, зачисленных
на логопункт.
РП составлена с учетом 5 основных образовательных областей, учитывает особенности речевого
и общего развития детей с нарушением речи. Комплексность педагогического воздействия направлено на
выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего
гармоничного развития, укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение
эмоционального благополучия каждого ребенка.
Основной формой работы является - игровая деятельность - основная форма деятельности
дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые занятия в соответствии с
Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями
и ни в коем случае не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в
соответствии с Программой не тождественно школьному уроку, не является его аналогом.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря
комплексному подходу и интеграции усилий специалистов и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого
развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и
способностей, заложенных в детях природой и предусматривает совместную работу учителя-логопеда,
педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по
плаванию, воспитателей и родителей дошкольников.
В работе по образовательной области «Речевое развитие» участвует воспитатель и учительлогопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в
соответствии с рекомендациями учителя логопеда.
Воспитатели следят за состоянием речевой деятельности детей, осуществляют контроль за
правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях
грамматических форм по рекомендации логопеда в тетрадях взаимодействия. Также, воспитатели
осуществляют развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на
занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные
игры для развития речи).

Расширяют и активизируют словарный запас детей. Знакомят дошкольников с книжной
культурой, детской литературой Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической
речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин,
пересказов знакомых сказок. Развивают у детей способность чувствовать красоту и выразительность
родного языка, языка художественного слова. поэтического слова.
Решение образовательных задач предусматривает:
- поддержку зарождения в недрах диалогического общения новой формы речи - монолога,
возникающего вследствие желания ребенка поделиться своими мыслями, чувствами, возросшими
знаниями об окружающем;
- поддержку интереса детей к звучащему слову, словотворчеству, интереса к рассказыванию по
собственной инициативе или по предложению взрослого;
- организацию упражнений в правильном произнесении звуков в словах, слов, шутокчистоговорок, скороговорок, поговорок . организацию упражнений в произношении слов и предложений в
разном темпе, с разной силой голоса, интонацией;
- знакомство детей с окружающей графикой – вывесками, названиями книг, подписями под
картинками, надписями на этикетках, вещах, значках и др.;
- организацию инсценировки изображения на картинах, рисунках с использованием мимики,
жестов, позы, голоса в соответствии с выбранной ролью;
- организацию создания детьми (совместно со взрослыми) «книг» - сборников сочиненных
детьми сказок, рассказов из личного опыта, песенок, проиллюстрированных детскими рисунками.
Формы совместной образовательной деятельности с детьми:
- устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и
воспитательном значениях. Фольклорные тексты включаются в разные виды детской деятельности
(игровую, речевую, изобразительную, театрализованную);
- словесные, речевые игры;
- диалоги;
- расширение словаря в ситуативном общении через малые фольклорные формы;
- речевая зарядка на основе считалок, скороговорок, прибауток и т.п.
- игры с рифмой;
- сочинение загадок;
- рассказывание по картинкам, иллюстрациям, фотографиям;
- создание аудиокниги.
В работе по направлению « Познавательное развитие» участвуют воспитатель, педагогпсихолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию,
развитию высших психических функций, развитию воображения и творческой активности,
совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием
любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира, о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает
воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ребенка с ОВЗ и этапа коррекционной работы.
Основными специалистами в направлении «Социально-коммуникативное развитие»
выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители
дошкольников подключаются к работе.
В направлении «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатель,
музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий
логопедической ритмикой. Музыкальный руководитель осуществляет выполнение упражнений: для
развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства
музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового
восприятия, двигательной памяти;
Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические
игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на
ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки,
вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на

развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации. В этой области педагоги способствуют
реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.)
Работу по направлению «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому
воспитанию и инструктор по плаванию при обязательном подключении всех остальных педагогов и
родителей дошкольников. Они осуществляют выполнение упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой
моторики обеих рук, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты
реакции на словесные инструкции и т. д.
Использование подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные
тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».