ДОП ДО Хореография

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 299
620078 г. Екатеринбург, ул. Вишневая, 26. Конт. тел.: 8 (343) 385-65-09
e-mail: dou299@inbox.ru, официальный сайт: http://299.tvoysadik.ru

Принята
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «31» августа 2022 года

Утверждена
Заведующим МАДОУ детский сад № 299
________________ Д.В. Жарикова
Приказ № _____- О
от «31»августа 2022 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Хореография
для воспитанников 3 – 7 лет
(срок реализации – 4 года)

Составитель:
Черепанова В.О.

Екатеринбург, 2022
1

Содержание
№
Раздел I.

Наименование раздела

Стр.

Целевой
Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации программы

5

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

6

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации программы

7

Планируемые результаты освоения Программы

10

1.1.

1.2.
Раздел II.
2.1.

Содержательный
Описание

образовательной

дополнительной

деятельности

общеразвивающей

по

12

программе

«Хореография
2.1.1.

Содержание программы первого года обучения (3-4 года)

14

2.1.2.

Содержание программы второго года обучения (4-5 лет)

18

2.1.3.

Содержание программы третьего года обучения (5-6 лет)

22

2.1.4.

Содержание программы четвертого года обучения (6-7 лет)

25

Педагогический мониторинг освоения программы

29

2.2.
Раздел III.
3.1.

Организационный
Характеристика обеспеченности методическими

32

материалами и средствами обучения
3.2.

Учебный план

33

3.3.

Календарный учебный график

35

3.4.

Список печатных и электронных образовательных и

38

информационных ресурсов для реализации программы
Приложения

2

Целевой раздел

1.
1.1.

Пояснительная записка

Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет решать
задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом,
психического развития детей. Между тем хореография, как никакое другое
искусство,

обладает

огромными

возможностями

для

полноценного

эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного
и

физического

развития.

Танец

является

богатейшим

источником

эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я»
как составную часть орудия «общества», посредством которого оно
вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Танец
можно назвать ритмической поэмой. Слово «Танец» вызывает в нашем
сознании представление чего-то грандиозного, нежного и воздушного.
Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они
развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают
любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной
личности дошкольника.
Необходимость
программы

разработки

художетсвенной

дополнительной

направленности

обшеразвивающей

«Хореография

(далее

–

Программа) для детей 4-7 лет обусловлена социальным заказом семей
воспитанников на качество, вид, направленность образовательных услуг,
полученным в результате анкетирования родителей и отсутствием концепции
и

системности

в

обучении

детей

дошкольного

возраста

основам

танцевального искусства.
По мнению Крейга (Г.Крейг, 2000), у дошкольников сложно провести
границу между моторным и перцептивным развитием, с одной стороны, и
когнитивным – с другой. Отсутствие системной и чёткой концепции этого
3

направления в дошкольном образовании приводит к фрагментарности в
разработках по данному вопросу. Это побудило к созданию данной
программы для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет.
Настоящая программа разработана на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании» ФЗ- 273;
- Федерального закона ФЗ-99;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №
1008

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г.
№ 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27
октября 2020 года N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
- Устава МАДОУ детского сада № 299.
Новизна программы состоит в том, что система обучения танцу
строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей
каждого ребенка; соблюдается личностно-ориентированный подход в
обучении хореографии; танец рассматривается как способ развития
основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоциональноволевой сферы.
Программа представляет достаточные возможности для творчества
педагога дополнительного образования. Большой информационный блок для
педагога даст возможность наполнить каждое занятие с детьми интересным
теоретическим

и

практическим

материалом,

методикой

разучивания

сложных для восприятия детей двигательных и музыкальных навыков в
игровой и доступной для них форме.

4

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Основные цели программы
• Педагогическая – обеспечить условия для развития творческих
способностей детей.
• Образовательная

–

развить

детей

средствами

искусства,

сформировать восприятие музыкальных образов и способности выражать их
в движении, основываясь на принципах психофизиологической зрелости,
законах роста и развития детей дошкольного возраста, данная программа
позволит педагогу двигаться в работе с детьми не от «взрослого к ребенку», а
от «ребенка к взрослению».
• Развивающая – стимулировать познавательные процессы личности
ребенка

(ощущение,

восприятие,

память,

мышление,

воображение).

Обогатить его эмоционально-волевую сферу. Расширить возможности
коммуникативной стороны общения у ребенка с ОВЗ (невербальными
средствами коммуникации).
• Воспитывающая
движенческую

–

культуру

повысить

двигательную

слабовидящего

активность

ребенка,

и

разнообразить

оздоровительную работу в дошкольном учреждении (развитие фигуры,
устранение физических
совершенствование

недостатков, укрепление всех групп мышц,

координации

движений),

обеспечить

интерес

и

любознательность детей, развить художественный вкус. Ознакомить ребенка
с этикетом танца.
Задачи:
1. Создать условия для развития музыкальных и творческих способностей
детей,

восприятия

музыкальных

образов

и

представлений

развития

выразительных движений.
2. Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие
слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)
3. Создать

условия

для

развития

индивидуальных

музыкальных
5

способностей, потенциально одарённых детей.
4. Развивать коммуникативные способности, возможности творческого
использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
5. Развивать

творческие

способности

детей

и

навыки

владения

«мышлением тела» (моторной памяти).
Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством
воспроизведения образа, а не целью данного курса обучения.
Задачи для детей старшей группы:
- формировать и развивать навыки общения в паре,
- большое внимание уделять теме «Бальный этикет», самостоятельному
использованию

опыта

музыкально-

двигательной

деятельности

в

импровизациях,
- добиваться целостности в исполнительстве, создавать условия для
выражения детьми своего отношения к музыке, движению, партнеру по
танцу.
Задачи для детей подготовительной группы:
Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов
отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов
с

оттенками

их

настроения

и

характера,

образно-пластического

взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог
создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Основные принципы, заложенные в данную программу:
- сочетание коллективного и индивидуального творчества. Танец как
способ «проживания» ребёнком ситуации, игра как способ познания и
отражения жизни;
- единство чувственного и рационального. Музыка даёт «команды»
6

движению, движение – отображает характер музыки;
- целостность восприятия образа; - принцип постепенного и
последовательного

повышения

нагрузок.

Постепенное

повышение

требований, предъявляемых организму в процессе тренировок. Однако, для
улучшения возможностей необходим «отдых». Сочетание адекватной
нагрузки и полноценного восстановления дает наилучшие результаты;
- систематичность. Все занятия происходят регулярно. Повышение
возможностей организма происходит только при повторных нагрузках,
которые углубляют эти изменения и способствуют более важным
перестройкам в организме.
- вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность
нагрузки,

разносторонность

нагрузки,

физическое

и

психическое

напряжение. Варьирование необходимо для предотвращения травм. Оно
улучшает не только психическое, но и психологическое состояние человека.
- наглядность. Это показ руководителем определенных упражнений и
использование различных шапочек и спортивного инвентаря.
- доступность. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от
известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
- закрепление навыков. Это выполнение упражнений на повторных
занятиях и в домашних условиях.
- индивидуализация. Индивидуальный учет способностей каждого
ребенка.
Согласно этим принципам выбрана и форма подачи учебного материала
- театр танца как синтез искусств.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы

характеристики

7

Возрастные характеристики
3-4 года. У ребенка этого возраста небольшой опыт танцевально ритмической деятельности, двигательный аппарат не сформирован, слабая
мышечная

сила,

преобладают

движения

малой

амплитуды.

Память

неустойчивая, запоминается лучше то, что эмоционально окрашено и
интересно. Для лучшего восприятия, запоминания и воспроизведения
материала, движения даются в образной интерпретации.
4-5 лет. В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети
отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они
нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения
результатов необходимо чередовать разные виды музыкально-ритмической
деятельности:

использовать

музыкально-

ритмические

игры,

этюды,

пальчиковую гимнастику. Они коротки, разнообразны и доступны детям по
содержанию. Особое место в программе уделяется подбору музыкальноритмического репертуара, который выполняется ежегодно в связи с
современными требованиями. При этом он отвечает требованиям высокой
художественности,

воспитывает

вкус

ребёнка

и

обогащает

его

разнообразными музыкальными впечатлениями, вызывая моторную реакцию,
а также удобен для двигательных упражнений. Занятия хореографией
помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать
чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться
двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для
сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость,
скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо
не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом. Хореография не
только дает выход повышенной двигательной энергии ребенка, но и
способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения,
усвоенные на занятии, ребенок с радостью и интересом будет выполнять вне
детского сада. Сколько приятных волнений для маленького человека и его
8

родных доставляют его показательные выступления на праздничных
концертах и на открытых занятиях. В процессе работы над движениями под
музыку,

формируется

художественный

вкус

детей,

развиваются

их

творческие способности. Таким образом, оказывается разностороннее
влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности,
вызывают

у

детей

яркие

эмоциональные

импульсы,

разнообразные

двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети
чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют
на него.
5-6 лет. Ребенок этого возраста физически крепнет, становится более
подвижным, успешно овладевает основными движениями. У него хорошая
координация движений в ходьбе, беге, прыжках . Возрастает уровень
самостоятельности,

проявляется

потребность

в

разнообразии

тем,

характеров, а также индивидуальных проявлений. Улучшается память,
элементы творчества проявляются во всех видах деятельности. В процессе
знаний по “Искусству танца” у детей данного возраста можно использовать
такие упражнения психогимнастики, как “Закрылись - открылись”, “Злюка”,
“Скучно, скучно так сидеть”, «Зеркало». Очень важно помнить, что ничего
приблизительного в танцах нет. Это означает, что с первого дня информацию
для детей следует доносить с помощью точной терминологии, акцентировать
внимание, что каждое движение имеет начало и окончание, свое настроение,
амплитуду, характер, историю. Предлагаемый репертуар для изучения
детьми отличается разнообразием в композиционном и лексическом
отношении. Отдельные, наиболее яркие и любимые детьми номера
включаются как дивертисмент в спектакли по курсу «Театр Танца».
6-7 лет. Ребенок этого возраста физически крепнет, становится более
подвижным, успешно овладевает основными движениями. У него хорошая
координация движений в ходьбе, беге, прыжках . Возрастает уровень
самостоятельности,

проявляется

потребность

в

разнообразии

тем,
9

характеров, а также индивидуальных проявлений. Улучшается память,
элементы творчества проявляются во всех видах деятельности.
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по
координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать
партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать
качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют
самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые
образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы
способны

к

самостоятельному сочинению небольших

танцевальных

композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.

1.2.

К концу
первого года
обучения

Планируемые результаты освоения Программы
- знают правила поведения в танцевальном зале
-

знаюто

назначении

отдельных

упражнений

танцевально-ритмической гимнастики
-

умеют

выполнять

простейшие

построения

и

перестроения
-

научатся

музыкальных

ритмично
темпах

двигаться
и

в

передавать

различных
хлопками

и

притопами простейший ритмический рисунок
- умеют откликаться на динамические оттенки в музыке
и простейшие ритмические рисунки
- умеют реагировать на музыкальное вступление
- умеют выполнять танцевальные элементы раздела
«Язык танца»: простой шаг с вытянутым носком,
прямой галоп, полуприседания, повороты
- умеют свободно владеть платочком, фонариком,
погремушкой
- давать характеристику музыкальному произведению
10

- умеют ориентироваться в пространстве на основе
круговых и линейных рисунков
- могут эмоционально передавать доступные для
понимания образы (лисички, зайчика, лошадки, кошки,
котенка, мишки, мышки...)
- овладеть репертуаром, предлагаемым для изучения по
курсу (с помощью взрослого - по показу).
К концу

-

овладеют

навыками

по

различным

видам

второго года

передвижений по залу и приобретают определенный

обучения

запас движений в общеразивающих и танцевальных
упражнениях
- знать динамические оттенки в музыке
- знать несколько исходных положений для исполнения
движений в паре
- уметь откликаются на ритмические рисунки (уметь
воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах)
- уметь делать поклон на музыкальное вступление, в
соответствии с характером и темпом музыки.
- уметь красиво и правильно исполнять танцевальные
элементы и применять их в свободных композициях,
этюдах и играх
- уметь свободно владеть атрибутами
- согласованно исполнять танцевальные движения в
коллективе
- самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения
по данному курсу репертуар

К концу
третьего года
обучения

- приобрести навыки ориентирования в зале при
проведении музыкально-подвижных игр;
-

уметь

выполнять

специальные

упражнения
11

согласовывая движения с музыкой
-

уметь

выполнять

ритмические

комплексы

упражнений
-

уметь

выполнять

двигательные

задания

по

креативной гимнастике
- знать варианты исполнения танцев при разучивании в
композиционном построении
- знать большой запас танцевальных движений
-

уметь

проявлять

устойчивые

музыкально-

ритмические навыки
- показать достаточный уровень исполнительской
выразительности
- владеть импровизацией
- видеть самостоятельно композиционный рисунок
К концу
четвертого
года обучения

- приобрести навыки ориентирования в зале при
проведении музыкально-подвижных игр
-

уметь

выполнять

специальные

упражнения

согласовывая движения с музыкой
-

уметь

выполнять

ритмические

комплексы

упражнений
-

уметь

выполнять

двигательные

задания

по

креативной гимнатистике
- знать индивидуальные танцы, используемые на
праздниках и развлечениях
- уметь создавать посредством имимки, платиски,
жеста характер и образ героев танца
- воспринимать музыкально-танцевальный материал по
словесному описанию

12

2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по дополнительной
общеразвивающей программе «Хореография»
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста
«Хореография»

имеет

художественную

направленность.

Программа

рассчитана на 4 года обучения и имеет модульную структуру.
Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая
определенную логическую завершенность по отношению к установленным
целям и результатам воспитания, обучения.
Модуль «ИгроРазминка»
Модуль «Танцевальные элементы и шаги»
Модуль «Танцевально-ритмические композиции»
Модуль «Этикет и игры»
При реализации каждого модуля учтены возрастные особенности и
содержание направлений развития и образования детей дошкольного
возраста:
Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения
с детьми и взрослыми в области танца; развитие всех компонентов устной
речи

в

театрализованной

деятельности;

практическое

овладение

воспитанниками нормами речи, формирование представлений о музыкальной
танцевальной культуре и танцевальном искусстве; развитие игровой
деятельности;

формирование

принадлежности,

патриотических

гендерной,
чувств,

семейной,
чувства

гражданской

принадлежности

к

мировому сообществу.
Познавательное развитие: расширение кругозора детей в области
танца; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере
танцевального искусства, приобщение к различным видам танцевального
искусства, использование художественных произведений для обогащения
содержания

области,

закрепления

результатов

восприятия

музыки.
13

Формирование

интереса

к

эстетической

стороне

окружающей

действительности; развитие детского творчества.
Речевое развитие: использование музыкальных произведений с целью
усиления

эмоционального

восприятия

художественных

произведений.

Обогащение словарного запаса
Художественно-эстетическое
ценностно-смыслового

восприятия

развитие:

развитие

изображений,

предпосылок

восприятие

музыки,

реализацию самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие: развитие физических качеств, необходимых
для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных
произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов
детской танцевальной деятельности и двигательной активности сохранение и
укрепление физического и психического здоровья детей, формирование
представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
Приемы:
• игра;
• беседа;
• показ видеоматериалов;
• показ педагогом;
• наблюдение.

14

2.1.1. Содержание программы первого года обучения (3-4 года)
У ребенка этого возраста небольшой опыт танцевально - ритмической
деятельности, двигательный аппарат не сформирован, слабая мышечная
сила, преобладают движения малой амплитуды. Память неустойчивая,
запоминается лучше то, что эмоционально окрашено и интересно. Для
лучшего восприятия, запоминания и воспроизведения материала, движения
даются в образной интерпретации.
Модуль «ИгроРазминка». Основное содержание:
- Ходьба: шаг с вытянутым носком, на носках, на пятках, спокойный, четкий,
мягкий.
- Бег: легкий, мелкий на носочках
- Прыжки: на 2 ногах в умеренном темпе, к концу года – с продвижением
вперед, назад, вокруг себя, в сочетании с бегом.
- Притопы: удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, удары 2 ногами
попеременно, быстрые и более медленные с высоко поднятым коленом.
- Упражнения для рук: сжатие пальцев в кулачок, круговые движения
кистями, предплечьями, плечами, взмахи руками вперед, в стороны,
поднимание и опускание плеч в разных темпах.
- Упражнения для головы: наклоны вперед, в стороны, повороты вправо,
влево, вытягивание шеи вперед.
- Упражнения для корпуса: наклоны в стороны, вперед, упражнение
«деревце»: макушка тянется вверх.
- Пальчиковая гимнастика: включает в себя упражнения, превращающие
учебный процесс в увлекательную игру, которая не только обогащает
внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на
улучшение памяти, мышления и развивает фантазию малыша. Этот раздел
служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и
координации движений рук.
15

Общеразвивающие упражнения для пальчиков: «Семья», «Здравствуй, это
я», «Пианино», «Комарики».
Игры-потешки: «Снеговик», «Мышки», «Ладушки», «Сорока, сорока».
Выполнение фигурок из пальцев. «Дом», «Ворота», «Забор», «Бинокль»,
«Лодочка», «Цепочка».
Игровой самомассаж: включает в себя упражнения самомассажа в
игровой форме, от которых дети получают радость и хорошее настроение.
Они способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к
здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Раздел является
основой закаливания и оздоровления детского организма.
Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме. «Поколоти»,
«Поезд», «Утюжки», «Кошечка», «Ветерок», «Обжорики», «Стряхни пыль»,
«Устали наши ножки».
Примечание: все композиции и упражнения исполняются по показу
взрослого.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются
*Интерес к движению под музыку
* Выразительность движений
* Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
*Разнообразие выполняемых движений, соответствие темпу, ритму, форме
музыкального произведения.
Модуль «Танцевальные элементы и шаги». Основное содержание:
- Шаги: топающий, высокий.
- Прямой галоп
- Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1-1, 1-2-3-4(приставить).
- Положения рук: «фонарики», «полочка», «погрозили», «птички большие и
маленькие».
- Хлопки: ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые.
16

- Удары: пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по коленям, 2
руками вместе и попеременно.
Упражнения с атрибутами:
-

платочки: качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся, стираем, выжимаем,

встряхиваем.
-

ленточки: плавно поднимаем вперед, вверх, в стороны 2 руками вместе и

попеременно, скрещиваем, взмахи вперед-назад в сочетании с ходьбой и
бегом.
-

мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя – к себе вертим, качаем

над головой.
- Ориентация в пространстве: движение по кругу по линии танца и против
линии танца врассыпную, стайкой и друг за другом.
Хореографические упражнения: «Хлопки», «покачивания», «кружения»,
свободные, плавные движения руками, полуприседания, полное приседание,
притопы, «фонарики» галоп, держимся в паре («лодочки»), ходьба вперед и,
пятясь, назад, бег, прыжки на месте.
Модуль

«Танцевально-ритмические

композиции».

Основное

содержание:
Танцевально - ритмические композиции:
ОСЕНЬ («Приседай», «Вот идет в огород…», «Какой чудесный день»,
«Танец с платочками», «Птичка»)
ЗИМА («Танец с лентами», «Мы едем, едем, едем», «Новогодние игрушки»,
«Котята», «Тигрята», «Сосульки», «Паровозик из Ромашково», Изумрудный
город»)
ВЕСНА

(«Маленькая

полечка»,

«Детский

сад»,

«Веселая

пляска»,

«Капельки» с платочками, «Тучка», «Ежики», «Барашек»)
Примечание: все композиции и упражнения исполняются по показу
взрослого.
17

Показатели успешности: в этом возрасте также являются
*Интерес к движению под музыку
*Выразительность движений
*Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
*Разнообразие выполняемых движений, соответствие темпу, ритму, форме
музыкального произведения.
Модуль «Этикет и игры». Основное содержание:
Раздел «Игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех
занятиях и являющиеся ведущим видом деятельности детей раннего
возраста. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные
сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для
достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевальноигровой деятельности.
Игры «Есть у киски», «Прятки», «Ой, летали птички», «Поезд», «Догонялки»,
«Подружились», «Громче-тише», «Разбуди куклу», «Сварим суп», «Зайчишка
трусишка», «Солнышко», «Два человека».
Раздел «Этикет»: приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», мальчики – поклон головой.
2.1.2. Содержание программы второго года обучения (4-5 лет)
Дети этого возраста физически более крепкие, их внимание
устойчивее, они могут соединить движения в последовательный ряд,
движения

приобретают

очерченный

стиль,

откликаются

на

разнохарактерные образы, чувствуют смену темпа и настроения, но
ритмический рисунок вызывает затруднение.
Задачи

Программы

для

этого

возраста:

в

процессе

занятий

воспитывать положительные эмоции, обогащать музыкально - ритмическую
18

деятельность детей, закладывать основы выразительного исполнения
простейших цепочек танцевальных движений, развивать объем внимания и
фантазии. Очень важно и физиологически необходимо для ребенка дать
тему контрастов в музыке и движении (тихо - громко, весело - грустно,
медленно - быстро), развить и подготовить все группы мышц ребенка к
занятию хореографией.
Ребенок этого возраста легко возбуждается от обилия впечатлений,
различных знаний, быстро устает, лучше запоминает то, что эмоционально
окрашено и интересно. У ребенка формируется потребность более
основательного и активного знакомства с окружающим миром. Опыт
музыкально - ритмической деятельности минимальный, но все же позволяет
детям проявить себя и свои действия. Они уже знают, что можно слушать
музыку, петь песню, танцевать танец, играть... Двигательный аппарат не
сформировавшийся, слабая мышечная сила, преобладают движения малой
амплитуды. Основные движения: ходьба, бег, подпрыгивание - имеют общий
характер. Движения в медленном характере исполняются с трудом. Для
работы с детьми этого возраста очень подходят русские пестушные игры и
сказки, пальчиковые игры на мелкие движения кисти и крупные движения.
Для лучшего восприятия и запоминания ребенком материала и облегчения
его воспроизведения, все движения.
Модуль «ИгроРазминка». Основное содержание:
К ранее разученным движениям добавляются следующие:
- Ходьба: шаг с вытянутым носком, на носках ( подтянутые колени), на
пятках (прямая спина), спокойный, четкий, мягкий.
- Бег: легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием голени назад, носок
стопы вытянут
- Прыжки: на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой: высокие, низкие
– быстрые, на 1-й ноге.
19

- Притопы: удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, сочетание 3 удара
– пауза, с разворотом носка в стороны.
-Упражнения для рук: сжатие пальцев в кулачок, круговые движения
кистями, предплечьями к себе - от себя, плечами вперед-назад, плавные
взмахи руками вперед, в стороны, поднимание и опускание плеч в разных
темпах вместе и поочередно.
- Упражнения для головы: наклоны вперед, в стороны, повороты вправо,
влево в разных темпах, полукруговые движения головой, вытягивание шеи
вперед «гуси - индюки».
-

Упражнения для корпуса: наклоны в стороны, вперед, вытягивание

корпуса вправо-влево (отодвигаем стену), движения нижней части корпуса в
стороны.
- Партерная гимнастика: упражнения для стоп круговые и плоскостные,
колен, бедер, сидя на полу; для корпуса – выгибание спины вверх-вниз (на
коленях); сидя и лежа – скручивание и раскручивание корпуса, наклоны с
вытянутыми в стороны ногами (растяжка).
Показатели успешности: в этом возрасте также являются
*Выразительность движений
*Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
*Разнообразие выполняемых движений, соответствие темпу, ритму, форме
музыкального произведения.
Модуль «Танцевальные элементы и шаги». Основное содержание:
- Шаги: топающий, приставной в стороны, вперед -назад, шаг с притопом в
различных направлениях.
- Галоп: боковой (во 2 половине года – начало разучивания)
- Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1 -1, 1-2-3-4(приставить) с
одновременным приседанием.
- Полуприседания - « пружинки» с поворотом корпуса вправо-влево.
20

- Знакомство с позициями ног: 1. 2. 3. 6.
- Поскоки, поочередное выбрасывание ног вперед
- Положения рук: знакомство с 1, 2, 3 и подготовительной позициями.
-

Хлопки:

ладонь

о

ладонь:

звонкие,

мягкие,

тихие,

веселые,

с

введением ритмического рисунка: 1-2-3-пауза.
- Удары: пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по коленям, 2
руками вместе и попеременно.
- Упражнения с атрибутами:
-

платочки: качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся.

-

ленточки: ранее разученным движениям добавляются резкие взмахи

вверх с плавным или змеевидным опусканием вниз.
-

мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя – к себе вертим, качаем

над головой, подбрасываем и ловим.
-

куклы: покачивание у груди и, вытягивая руки в стороны, поглаживание.

- Ориентация в пространстве: движение по кругу по лини и танца и против
линии танца, врассыпную, «змейкой», в центр – из центра.
Модуль

«Танцевально-ритмические

композиции».

Основное

содержание:
Танцевально - ритмические композиции:
ОСЕНЬ («Горошинки» с погремушками», «Лили - гном», «Чунга - чанга»,
«Джайв», «Тетя-весельчак», «Пяточка-носочек»)
ЗИМА («Бубенцы», «Куколки» с лорнетами», «Добрый танец», «Лунатики»
с шариками, «Дорога не тропинка», «Чемпион», «С добрым утром»,
«Самолетик»).
ВЕСНА

(«Храбрый

салютиками»,

зайчик»,

«Кузнечик»,

«Дорожная»,

«Танец

с

«Танец с куклами», «Озорные игрушки», «Почемучный

возраст»).

21

Модуль «Этикет и игры». Основное содержание:
Раздел «Игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех
занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные
сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для
достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевальноигровой деятельности.
Игры

(«Веселые мячики», «Замри», «Самолеты», «Карусели», «Петух»,

«Делай, как я», «Катерина», «Мишка»)
Раздел «Этикет»: приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», знакомство с реверансом, мальчики – поклон головой с
одновременным шагом в сторону.
2.1.3. Содержание программы третьего года обучения (5-6 лет)
Ребенок

этого

возраста физически

крепнет,

становится

более

подвижным, успешно овладевает основными движениями. У него хорошая
координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Возрастает уровень
самостоятельности,

проявляется

потребность

в

разнообразии

тем,

характеров, а также индивидуальных проявлений. Улучшается память,
элементы творчества проявляются во всех видах деятельности.
Происходит формирование и развитие навыков общения в паре,
большое

внимание

уделять

самостоятельному использованию

опыта

музыкально-двигательной деятельности в импровизациях, продолжается
целостность в исполнительстве, создаются условия для выражения детьми
своего отношения к музыке, движению, партнеру по танцу. Очень важно
подчеркивать во время занятий, что партнер бережно относится к парт
нерше, что танец это взаимодействие мальчика и девочки, отражение
характера взаимоотношений. Музыка и движение неразделимы: музыка
"дает команды" движению, а движение раскрывает музыку. Воспитывается
22

культура движения через мышечное ощущение, а также через потребность
ребенка включаться в движение всем двигательным аппаратом.
Модуль «ИгроРазминка». Основное содержание:
- Ходьба: различные виды шагов исполняются со сменой темпа, характера,
направления движений: по кругу, колонной, шеренгой, «звездочкой»,
«змейкой», в паре и по одному.
- Бег: легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием голени назад, носок
стопы вытянут, с высокими коленями, с выбросом носка вперед.
- Прыжки: на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой: высокие, низкие
– быстрые, на 1 ноге, с выбросом носка вперед, в стороны, назад, с акцентом
вверх, с продвижением вперед, назад, в стороны, вокруг себя.
- Притопы: удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, сочетание 3 удара
– пауза, с разворотом носка в стороны, 3-е притопы.
- Упражнения для рук: сжатие пальцев в кулачок, круговые движения
кистями, предплечьями к себе - от себя, плечами вперед-назад, плавные
взмахи руками вперед, в стороны, поднимание и опускание плеч в разных
темпах вместе и поочередно.
- Упражнения для головы: наклоны вперед, в стороны, повороты вправ о,
влево в разных темпах, полукруговые движения головой, вытягивание шеи
вперед «гуси - индюки», «лисичка».
- Упражнения для корпуса: наклоны в стороны, вперед, вытягивание корпуса
вправо- влево (отодвигаем стену), движения нижней части корпуса в
стороны, круговые вращения корпуса вправо-влево, закручивание корпуса
вкруг себя «винтик».
- Партерная гимнастика: упражнения для стоп круговые и плоскостные,
колен, бедер, сидя на полу; для корпуса – выгибание спины вверх-вниз (на
коленях); сидя и лежа – скручивание и раскручивание корпуса, наклоны с

23

вытянутыми в стороны ногами (растяжка), массаж стоп, поднимание ног со
скрещиванием, удержание на «45 градусах».
Показатели успешности: в этом возрасте также являются
*Выразительность движений
*Формирование умения работать в паре
*Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
*Разнообразие выполняемых движений, соответствие темпу, ритму, форме
музыкального произведения.
Модуль «Танцевальные элементы и шаги». Основное содержание:
- Шаги: топающий, приставной в стороны, вперед -назад, шаг с притопом в
различных направлениях, с «пружинкой».
- Галоп: боковой соло, в паре, с притопами, с хлопками.
- Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1 -1, 1-2-3-4(приставить) с
одновременным приседанием, вперед и в стороны, добавление движений рук
- «Ковырялочка»: прямая (перед собой), народная (в стороны с разворотом
колена).
- Закрепление позиций ног: 1. 2. 3. 6.
- Поскоки: соло и в паре.
- Положения рук: 1, 2, 3 и подготовительная позиция в сочетании с
приседанием и выставлением ноги на носок.
- Хлопки: в паре - ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые, с
введением ритмического рисунка: 1-2-3-пауза.
- Упражнения с атрибутами: платочки, ленточки; мячи (шары); куклы; цветы;
светящиеся палочки, фонарики.
- Ориентация в пространстве: движение по кругу по линии танца и против
линии танца, врассыпную, «змейкой», в центр – из центра, «улитка»,
«звездочка».
Показатели успешности:

24

* к концу года дети самостоятельно исполняют репертуар, правильно и
выразительно применяют элементы в свободных композициях,
* критически оценивают уровень своих исполнительских возможностей
* желают передавать свой опыт младшим
* умеют организовать игровое общение с другими детьми
Модуль

«Танцевально-ритмические

композиции».

Основное

ОСЕНЬ («Шагали стулья», «Добрый танец» , «Арбузы»,

«Варенье»,

содержание:
Танцевально - ритмические композиции:
«Коротышки», «Молочная река»)
ЗИМА («Танец Красной Шапочки и Волка», «Танец фигуристов»,
«Пингвины», «Разноцветная игра», «Утро начинается», «Детский сад»,
«Танец гномов»)
ВЕСНА («Веселая зарядка», «Казачата», «Макарена», «Разноцветный
дождь», «Кошелечек»).
Модуль «Этикет и игры». Основное содержание:
Раздел «Игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех
занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные
сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для
достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевальноигровой деятельности.
Игры («Цирк», «Хитрая лиса», «Найди и промолчи», «Чей кружок скорее
соберется», «Карлики- великаны»)
Придумывание музыкальных образов. Отгадывание музыкальных загадок.
Раздел «Этикет»: приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «реверанс», мальчики – поклон головой с одновременным шагом в сторону.
Положения в паре: «лодочка», «корзинка», девочка держит партнера под
руку, «стрелочка».
Придумывание музыкальных образов. Отгадывание музыкальных загадок.
25

2.1.4. Содержание программы четвертого года обучения (6-7 лет)
Ребенок

этого

возраста

физически

крепнет,

становится

более

подвижным, успешно овладевает основными движениями. У него хорошая
координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Возрастает уровень
самостоятельности,

проявляется

потребность

в

разнообразии

тем,

характеров, а также индивидуальных проявлений. Улучшается память,
элементы творчества проявляются во всех видах деятельности.
В этом возрасте дети могут самостоятельно исполнять законченные
танцевальные композиции образно, выразительно, в соответствии с темпом,
характером и стилем музыкального произведения, импровизировать под
предлагаемую музыку.
Модуль «ИгроРазминка». Основное содержание:
Ходьба:
характера,

различные

виды

направления

шагов

движений:

исполняются
по

кругу,

со

сменой

колонной,

темпа,

шеренгой,

«звездочкой», «змейкой», в паре и по одному, добавляется работа рук,
головы, корпуса.
Бег: легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием голени назад, носок
стопы вытянут, с высокими коленями, с выбросом носка вперед, с
ускорением и замедлением, вращением вокруг себя.
Прыжки: на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой: высокие, низкие –
быстрые, на 1 ноге, с выбросом носка вперед, в стороны, назад, с акцентом
вверх, с продвижением вперед назад, в стороны, вокруг себя, с движением
рук и головы.
Притопы: удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, сочетание 3 удара –
пауза, с разворотом носка в стороны, 3-е притопы.
Упражнения для рук: сжатие пальцев, круговые движения кистями,
предплечьями к себе - от себя, плечами вперед-назад и круговые, резкие и
26

плавные взмахи руками вперед, в стороны, вверх, поднимание и опускание
плеч в разных темпах вместе и поочередно.
Упражнения для головы: наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево
в разных темпах, полукруговые движения головой, вытягивание шеи вперед
« гуси - индюки», «лисичка»
Введение в танцевальные элементы.
Упражнения для корпуса: наклоны в стороны, вперед, вытягивание корпуса
вправо-влево (отодвигаем стену), движения нижней части корпуса в стороны,
круговые вращения корпуса вправо-влево, закручивание корпуса вкруг себя
«винтик».
Партерная гимнастика: упражнения для стоп круговые и плоскостные, колен,
бедер, сидя на полу; для корпуса – выгибание спины вверх-вниз (на коленях);
сидя и лежа – скручивание и раскручивание корпуса, наклоны с вытянутыми
в

стороны

ногами

(растяжка),

массаж

стоп,

поднимание

ног

со

скрещиванием, удержание на «45 градусах».
Показатели успешности:


к концу года дети самостоятельно исполняют репертуар, правильно и
выразительно применяют элементы в свободных композициях,



критически оценивают уровень своих исполнительских возможностей,
сопереживают и ценят партнера по совместному творчеству, радуясь
за успех другого.



воспринимают танцевальный материал по словесному описанию.

Модуль «Танцевальные элементы и шаги». Основное содержание:
Танцевальные элементы и шаги-соединяются в различные комбинации.
Шаги: знакомство с элементами бальных танцев: вальса (малый квадрат), чача-ча (основной шаг, раскрытие вперед-назад), шаг польки, шаг «косичка»
линейно и по кругу.
Галоп: боковой соло, в паре, с притопами, с хлопками, вокруг себя.
27

«Ковырялочка»: прямая (перед собой), народная (в стороны с разворотом
колена).
Повороты: в паре из положения «корзинка», под рукой партнера, на
подскоках, на шагах и в беге с продвижением вперед.
Подскоки: соло и в паре.
Положения рук: 1, 2, 3 и подготовительная позиция в сочетании с
приседанием и выставлением ноги на носок.
Хлопки: в паре - ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые,
введением ритмического рисунка: 1-2-3-пауза, крест-накрест.
Упражнения с атрибутами: шарфы, ленточки; мячи (шары); зонты; цветы;
шляпки; светящиеся палочки, фонарики.
Ориентация в пространстве: переходы из кругового рисунка танца и
наоборот, движение по кругу по линии танца и против линии танца,
врассыпную в паре, «змейкой», «улиткой», «звездочкой».
Способствовать самостоятельному выбору рисунка детьми, развивать
способность

разводить

любой

рисунок

самостоятельно,

под

разнохарактерную музыку.
Модуль

«Танцевально-ритмические

композиции».

Основное

содержание:
Танцевально - ритмические композиции:
ОСЕНЬ («Оранжевый подсолнух», «Арбузы» с шарами, «Бананы», «1, 2,
3…», «Вальс бабочек»)
ЗИМА («Валенки» с платками, «С новым годом!», «Настоящий друг», «Танец
Снеговиков», «Утро начинается», «Мушкетеры»)
ВЕСНА («Птицы белые», «Чик и Брик», «Разноцветная песенка», «Веселая
минутка», «Упала шляпа», «Дважды два - четыре», «Танец Муравьишек»,
«Танец с балалайками»)
Показатели успешности:
28

 к концу года дети самостоятельно исполняют репертуар, правильно и

выразительно применяют элементы в свободных композициях.
 используют разнообразные виды движений в танцевальных

импровизациях.

Модуль «Этикет и игры». Основное содержание:
Раздел «Игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех
занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные
сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для
достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевальноигровой деятельности.
Игры («Цирк», «Хитрая лиса», «Селезень и утка», «Морская фигура замри»,
«Елочки-пенечки», «Дождик»).
Придумывание музыкальных образов. Отгадывание музыкальных загадок.
Раздел «Этикет»: приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка –
шаг в сторону, «реверанс» с раскрытием рук, мальчики – поклон головой с
одновременным шагом в сторону. Положения в паре: « лодочка», «
корзинка», девочка держит партнера под руку, «стрелочка», правая рука
партнера на талии партнерши, левая рука держит левую руку девочки
впереди или над головой.
2.2. Педагогический мониторинг освоения Программы
1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей –
сентябрь.
2. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей –
июнь.
Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:
• выявления

начального

уровня

развития

музыкальных

и
29

двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной
сферы;
• проектирования индивидуальной работы;
• оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявление детей,
сравнивая их между собой, и условно ориентируется на лучшие
показатели, выявленные для данного возраста (лучше – в данной группе).
Цель

диагностики:

выявления

уровня

музыкального

и

психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики
развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под
музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных
заданий.
Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития
ребенка
Параметры

Начало года

Конец года

1. Музыкальность (способность к отражению в
движении характера музыки и основных средств
выразительности)
2. Эмоциональная сфера
3. Проявление некоторых

характерологических

особенностей ребенка (скованность-общительность,
экстраверсия-интроверсия)
4. Творческие проявления
5. Внимание
6. Пластичность, гибкость
7. Координация движений

3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать
30

и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую
часть музыки;
2 балла – в движениях выражается общий характер музыки , темп; начало и
конец музыкального произведения совпадают не всегда;
0-1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпов,
ритмом, а также с началом и концом произведения.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении
образ и основные средства выразительности, изменять движения в
соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие
исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения –
без показа педагога).
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение
передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из
музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление,
настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не
только в движении, но и в слове. После выполнения упражнения ждут от
педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения
невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям. По
тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на
любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать
проявление экстраверсии и интроверсии.
Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в
среднем показателе.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и
незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также
придумывать собственные, ориентированные «па». Оценка конкретизируется
в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность
проявляется

в

особой

выразительности

движений,

нестандартности
31

пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения
под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие
и понимание музыке не только в пластике, но также и в рисунке, в слове.
Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогов в
процессе наблюдения.
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса
движения. Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений,
координация

рук

и

ног

при

выполнении

упражнений

(в

ходьбе,

общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание
движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах
движений).
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность
движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночники, позволяющие
исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и
др. – от 1 до 3 баллов).
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать
средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии
ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить
диаграмму или график показателей развития.
3. Организационный раздел
3.1. Характеристика обеспеченности методическими материалами
и средствами
Занятия по хореографии проводятся в музыкальном зале МАДОУ
расположенном на третьем этаже здания. Для успешного осуществления
программы имеется следующее оборудование и атрибуты:
• пианино
• проектор
32

• экран
• интерактивная доска.
• компьютер.
• музыкальный центр
• ширма театральная
• театральные костюмы
• Платочки
• Ленточки
• Погремушки
• Султанчики
• Цветы
• Атрибуты для сюжетно - ролевых танцев.
3.2. Учебный план
Учебный план по дополнительной общеразвивающей программе
художественной направленности «Хореография разработан на основе
следующих документов:
- Закона РФ «Об образовании» ФЗ- 273;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27
октября 2020 года N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
- Устава МАДОУ детского сада № 299.
Дополнительная образовательная услуга «Хореография» реализуется на
33

внебюджетной

основе.

Реализация

Программы

не

подразумевает

ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг
воспитанникам, в соответствии с Комментариями к ФГОС дошкольного
образования Минобрнауки России и Департамента общего образования от
28.02.2014 № 08 -249, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Такие услуги согласно ч. 1 ст. 101
данного

закона представляют

собой

осуществление образовательной

деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических
лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Программа рассчитана на 4 года обучения для детей с 3 до 7 лет.
В Учебном плане отражено:
- возраст детей;
- объем образовательной нагрузки;
- количество времени на получение дополнительного образования по
каждому периоду (уровню) в неделю, в год (за период);
Дополнительное образование осуществляется для детей:
- четвертого года жизни (3-4 года) продолжительностью 15 минут 2 раза в
неделю
- пятого года жизни (4-5 лет) продолжительностью 20 минут 2 раза в неделю;
- шестого года жизни (5-6 лет) продолжительностью 25 минут 2 раз в
неделю;
- седьмого года жизни (6-7 лет) продолжительностью 30 минут 2 раз в
неделю.
Продолжительность обучения в каждом возрастном периоде в учебном
году составляет 32 недели в год (64 занятия).
Дневной

регламент

дополнительного

образования:

занятия

по

программе дополнительного образования «Хореография» осуществляется во
второй половине дня в период самостоятельной и совместной с педагогом
деятельности (игры, общение).
34

УЧЕБНЫЙ ПЛАН по программе дополнительного образования
«Хореография
Год обучения

Количество занятий
В

В месяц

В год

Время

неделю

обучения

1) Младшая группа 3-4
года

2

8

64

15 мин

2

8

64

20 мин

2

8

64

25 мин

2

8

64

30 мин

2) Средняя группа
4-5 лет
3) Старшая группа
5-6 лет
4) Подготовительная к
школе группа
6-7 лет

3.3. Календарный учебный график
Дополнительная

общеразвивающая

программа

художественной

направленности ««Хореография реализуется на внебюджетной основе.
Реализация

Программы

не

подразумевает

дополнительных

платных

соответствии

Комментариями

с

образовательных
к

ФГОС

ограничений
услуг

на

оказание

воспитанникам,

дошкольного

в

образования

Минобрнауки России и Департамента общего образования от 28.02.2014 №
08 -249, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». Такие услуги согласно ч. 1 ст. 101 данного закона
представляют собой осуществление образовательной деятельности по
заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по
35

договорам об оказании платных образовательных услуг.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Дополнительное образование осуществляется для детей:
- младшей группы (3-4 года) длительностью 15 минут 2 раза в неделю
- средней группы (4-5 лет) длительностью 20 минут 2 раза в неделю;
- старшей группы (5-6 лет) длительностью 25 минут 2 раза в неделю;
- подготовительной группы (6-7 лет) длительностью 30 минут 2 раза в
неделю.
Дополнительное

образование

предоставляется

в

течение

всего

учебного года, продолжительность учебного года - 32 недели.
Содержание

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Количество
возрастных групп

1

1

1

1

Начало учебного
года

29.09.2022

29.09.2022

29.09.2022

29.09.2022

Конец учебного
года

31.05.2023

31.05.2021

31.05.2021

31.05.2023

Каникулы

01.01.2022-

01.01.202210.01.2023

01.01.202210.01.2023

10.01.2023

01.01.202210.01.2023

Сроки проведения
мониторинга на
начало года

29.09.2022-

29.09.2022-

29.09.2022-

29.09.2022-

09.10.2022

09.10.2022

09.10.2022

09.10.2022

Сроки проведения
мониторинга на
конец года

19.05.2023-

19.05.2023-

19.05.2023-

19.05.2023-

28.05.2023

28.05.2023

28.05.2023

28.05.2023

36 недель

36 недель (32

36 недель

36 недель

(32 недели)

недели)

(32 недели)

(32 недели)

Продолжительность
учебного года (без
учета мониторинга,
каникул)

36

Дневной регламент дополнительного образования: во второй половине
дня в период самостоятельной и совместной с педагогом деятельности
(игры, минутка здоровья, общение).
Календарный учебный график
Образовательной программы дополнительного образования
«Хореография
№

Вид образовательной

Месяц

деятельности

Количество

Всего часов

Всего

часов в

в месяц

часов

неделю

в год

(время мин.)

(время
мин.)

1

2

Хореография

октябрь

2 (15 мин.)

8 (120 мин)

(Первый год обучения.

ноябрь

2 (15 мин.)

8 (120 мин)

3-4 года)

декабрь

2 (15 мин.)

8 (120 мин)

960

январь

2 (15 мин.)

8 (120 мин)

мин.

февраль

2 (15 мин.)

8 (120 мин)

март

2 (15 мин.)

8 (120 мин)

апрель

2 (15 мин.)

8 (120 мин)

май

2 (15 мин.)

8 (120 мин)

Хореография

октябрь

2 (20 мин)

8 (160 мин)

(Второй год обучения.

ноябрь

2 (20 мин)

8 (160 мин)

декабрь

2 (20 мин)

8 (160 мин)

январь

2 (20 мин)

8 (160 мин)

февраль

2 (20 мин)

8 (160 мин)

март

2 (20 мин)

8 (160 мин)

апрель

2 (20 мин)

8 (160 мин)

май

2 (20 мин)

8 (160 мин)

октябрь

2 (25 мин)

8 (200 мин)

4-5 лет)

3

Хореография

64

64

1280
мин.

64

37

4

(Третий год обучения.

ноябрь

2 (25 мин)

8 (200 мин)

5-6 лет)

декабрь

2 (25 мин)

8 (200 мин)

январь

2 (25 мин)

8 (200 мин)

февраль

2 (25 мин)

8 (200 мин)

март

2 (25 мин)

8 (200 мин)

апрель

2 (25 мин)

8 (200 мин)

май

2 (25 мин)

8 (200 мин)

Хореография

октябрь

2 (30 мин)

8 (240 мин)

(Четвертый год обучения.

ноябрь

2 (30 мин)

8 (240 мин)

декабрь

2 (30 мин)

8 (240 мин)

январь

2 (30 мин)

8 (240 мин)

февраль

2 (30 мин)

8 (240 мин)

март

2 (30 мин)

8 (240 мин)

апрель

2 (30 мин)

8 (240 мин)

май

2 (30 мин)

8 (240 мин)

6-7 лет)

1600
мин.

64

1920
мин.

3.4. Список печатных и электронных образовательных и
информационных ресурсов для реализации программы
1. Антипина Е.А. Театральная деятельность в детском саду. Творческий
центр Сфера. М., 2009.
2. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000).
3. Дьяченко О.М. развитие воображения дошкольника. М., 2008.
4. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Творческий
центр Сфера. М., 2009.
5.Усова О.В. «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр
Танца» Екатеринбург, 2001.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».