Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 299 620078 г. Екатеринбург, ул. Вишневая, 26. Конт. тел.: 8 (343) 385-65-09 e-mail: dou299@inbox.ru, официальный сайт: http://299.tvoysadik.ru Принят Педагогическим советом Протокол № 1 от «31» августа 2023г. Утвержден Заведующим МАДОУ детского сада № 299 _____________Д.В.Жарикова Приказ № ___- О от «31» августа 2023 г. Учебный план образовательной деятельности МАДОУ детского сада № 299 на 2032-2024 учебный год Пояснительная записка Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 299 (далее – МАДОУ) на 2023-2024 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: - Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; -Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамента общего образования от 28 февраля 2014 год № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" - Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Уставом МАДОУ детского сада № 299; - Образовательной программой дошкольного образования (далее – ОП ДО). При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; соответствия критериям полоты, необходимости и достаточности; интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; 1 решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования принцип соответствия образовательной нагрузки на ребенка в течение дня требованиям действующего СанПиН; принцип оптимизации режима дня и двигательного режима с учетом возрастных психофизиологических особенностей воспитанников. ОП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (п. 2.9. ФГОС ДО). Обязательная часть представлена в соответствии с ФОП ДО (Федеральной образовательной программой дошкольного образования), частью которой является программа воспитания. Часть, формируемая участниками образовательных отношений выстроена на основе методических пособий к программе «Самоцветы». Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Определённая в плане образовательная деятельность, отражает все направления развития: физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН). Учебный план МАДОУ соответствует Уставу и отражает реализацию образовательных областей через детские виды деятельности, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. МАДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. В 2023 – 2024 учебном году в МАДОУ функционирует 10 групп: Группа раннего возраста (2-3 года) – 1 группа. Младшая группа (3-4 года) - 1 группа; Средняя группа (4-5 лет) – 2 группы; Старшая группа (5-6 лет) – 3 группы; Подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 3 группы. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных 2 отношений. Выполнение обязательной части ОП ДО в общеразвивающих группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение ОП ДО. Часть формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40% соответственно. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования; позволяет более полно учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с ОП ДО в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми (как сквозные механизмы развития ребенка) по реализации поставленных задач. Содержание педагогической работы по освоению детьми 5 образовательных областей отражено в расписании НОД. Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС наиболее характерные для каждого возраста детей. Максимальная нагрузка и продолжительность образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательном учреждении планируется с учетом санитарно – эпидемиологических правил и норм, ОП ДО. Для детей раннего возраста (2-3 года) длительность НОД не превышает 10 минут. Допускается осуществлять ОД в первую и вторую половину дня, на игровой площадке во время прогулки. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут, в старшей и подготовительной - 50 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами НОД - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность не более 25 - 30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня. На основании ОП ДО учебным планом в неделю предусмотрен следующий объем образовательной деятельности по основной части и части формируемой участниками образовательных отношений: - группа раннего возраста – 1 час 40 минут (100 минут) - младшая группа – 2 часа 30 минут (150 минут) - средняя группа – 3 часа 20 минут (200 минут) - старшая группа – 5 часов 25 минут (325 минут) - подготовительная к школе группа – 7 часов 30 минут (450 минут) 3 Длительность образовательной деятельности запланирована в соответствии с требованиями, определенными СанПиН, включая часть программы, формируемую участниками образовательных отношений: - Группа раннего возраста – 10 минут - Младшая группа – 15 минут - Средняя группа – 20 минут - Старшая группа – 25 минут - Подготовительная к школе группа – 30 минут Образовательная деятельность по физическому развитию детей осуществляется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей старшего дошкольного возраста образовательная деятельность по физическому развитию детей планируется на открытом воздухе. При реализации программы проводиться оценка индивидуального развития детей, педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики два раза в год в сентябре и мае (п. 3.2.3. ФГОС ДО). В летний период проводятся спортивные и подвижные игры, музыкальные и спортивные праздники, развлечения, а также увеличивается продолжительность прогулки. 4 Образовательная область Вид деятельности детей Учебный план МАДОУ детский сад № 299 на 2023/2024 учебный год Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю Подготовите Группа Младшая Средняя Старшая Вид образовательной льная к раннего группа группа группа деятельности школе возраста (2-3 года) (3-4 года) (4-5 лет) Физическое развитие Обязательная часть образовательной программы (составляет не менее 60%) 3 Двигательная, Физическая культура (в помещении) 3 3 игровая Физическая культура (на воздухе) - Познавательное развитие Познавательноисследовательская (5-6 лет) группа (6-7 лет) 2 1 2 1 Формирование представления об окружающем мире (ФПОМ) Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) Развитие речи (а также осуществляется во всех образовательных ситуациях) Рисование 0,5 0,5 0,5 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 Лепка 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Аппликация 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Конструирование * * * * 1 Музыкальная Музыка 2 2 2 2 2 Восприятие художественной Чтение художественной литературы 0,5 0,5 0,5 1 1 Речевое развитие Коммуникативная Художественноэстетическое развитие Изобразительная Конструирование 5 литературы фольклора Социальнокоммуникативное развитие и Игровая Самообслуживание и элементарный бытовой труд Итого в обязательной части Реализуется через интеграцию НОД в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей, в семье. Для детей младшего и среднего возраста через самообслуживание и простейшие трудовые поручения. Общественно полезный труд для детей старшего дошкольного возраста проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда в природе. 10 10 10 13 15 Часть, формируемая участниками образовательных отношений (составляет не более 40%) «Самоцветы» ПознавательноФормирование представления об * исследовательская окружающем мире (ФПОМ) Коммуникативная Музыкальная Двигательная Восприятие художественной литературы и фольклора Игровая 10 Итого количество видов образовательной деятельности Продолжительность непрерывной образовательной деятельности по СанПиН Не более 10 минут Объем образовательной нагрузки в неделю фактический 100 минут * * * * 10 Не более 15 минут 150 минут 10 Не более 20 минут 200 минут 13 Не более 25 мин 325 минут 15 Не более 30 минут 450 минут Осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, а также в интеграции других образовательных областей 6 Сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах Режимные моменты Распределение времени в течение дня Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа Игры, общение, деятельность по от 10 до 50 минут интересам во время утреннего приема Самостоятельные игры в 1-й половине дня Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке Игры перед уходом домой 20 минут 15 минут от 60 минут до 1 часа 30 минут 40 минут 30 минут 40 минут 30 минут от 60 минут до 1 часа 40 минут от 15 до 50 минут *На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводиться не менее 3-4-х часов. 7