Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ ведется работа по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад имеет следующее условия:
- обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада;
- консультирование по всем интересующим вопросам лично, посредством электронной почты.
Для детей, детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ созданы условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должно быть направлено на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательных программ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
- освоение детьми с ОВЗ образовательных программ, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная функция МАДОУ– предполагает выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Психолого – педагогическое сопровождение организации образовательного процесса:
Для создания механизма реализации личностно-ориентированного подхода на основе физического, психического и личностного развития детей, определения направления педагогической, логопедической и психологической помощи и поддержки детям на основе диагностических данных в МАДОУ внедрена такая форма взаимодействия педагогов как психолого-педагогический консилиум (ППк).
Целью ППкявляется создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.
Основные задачи ППк:
- выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников;
- контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МАДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
1.Учитель–логопед проводит диагностику речевого развития ребенка; осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии ребенка; обследует ребенка, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у него дефекта. Консультирует родителей (законных представителей), с целью обучения их методам и методам, и приемам, корректирующим речевые нарушения ребенка.
2.Музыкальныйруководительоказываетметодическуюи консультативную помощь родителям (законным представителям) по развитию музыкальных способностей детей.
3.Инструкторпофизической культуре оказывает методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) в выборе эффективных форм, методов и средств физического воспитания и развития дошкольников в условиях семьи, сохранения и укрепления их здоровья. Обучает родителей основным приемам профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.
4.Воспитательорганизуетпедагогическоепросвещениеи консультирование родителей (законных представителей), направленные на обучения методам и формам организации воспитательного процесса в условиях семьи; планирует и проводит коррекционные и развивающие занятия на основе индивидуальных особенностей развития ребенка.
5.Педагог-психолог проводит диагностику развития ребенка; осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии ребенка; обследует ребенка, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у него дефекта. Консультирует родителей (законных представителей), с целью обучения их методам и методам, и приемам, корректирующим нарушения у ребенка.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудованы кабинеты.
Для реализации образовательных и методических задач имеются:
- информационно-методический кабинет, оборудованный оргтехникой, необходимым количеством наглядного, дидактического, демонстрационного материала, который обеспечивает всестороннее развитие воспитанников по образовательным областям;
- кабинеты учителя-логопеда (2) и педагога психолога (2), оснащены всем необходимым для организации коррекционно-развивающего процесса оборудованием, учебно-методическим и учебно-дидактическим комплектами;
-спортивно-музыкальный зал;
- кабинеты для дополнительного образования.
Материально - техническое обеспечение в МАДОУ предусматривает возможность оказания услуги для детей с ОВЗ следующих категорий: ТНР, ОНР и отдельных категорий детей - инвалидов. Для коррекционной работы специалистов имеется кабинет учителя – логопеда и педагога-психолога.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения занятий с детьми, детьми - инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ имеются:
- групповые помещения;
- музыкально-спортивный зал, оснащенный необходимым оборудованием для развития музыкально-художественных и хореографических навыков детей,специальным оборудованием для развития физических навыков детей дошкольного возраста;
- кабинет учителя-логопеда (2);
- кабинет педагога-психолога (2);
- кабинет дополнительного образования.
Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья создан библиотечный фонд информационно-методического кабинета, который оснащен комплектом учебно-методической литературы по образовательным программам дошкольного образования и парциальным программам, регулярно пополняется новыми учебными и научно-педагогическими изданиями. Библиотека художественной литературы для дошкольников и педагогов имеется в соответствии с программными требованиями, регулярно пополняется новинками художественной литературы. В каждой возрастной группе для ежедневной помощи педагогу в осуществлении образовательного процесса содержится отобранная в соответствии с рабочей программой учебно-методическая литература для педагогов, художественная литература для чтения детям.Методическая литература имеется по всем образовательным областям и соответствует требованиям ФГОС.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дети, дети - инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья МАДОУ имеют возможность заниматься спортом на открытых спортивных площадках. На территории находится площадка для проведения физкультурных занятий и спортивных игр и оборудован спортивный комплекс для детей.
Имеется спортивно-музыкальный зал, оборудованный комплектом снаряжения,шведской стенкой, оборудования для организации спортивных игр, обучению и отработки основных видов движения.
Доступ к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностямиздоровья – не ограничен.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья для организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении имеются пособия, технические средства. В достаточном количестве имеется материал для ручного труда и детского творчества Образовательная среда создается в соответствии с современными требованиями. Для организации эффективной образовательной деятельности используются ИКТ. Работает сеть Wi-Fi, имеются интерактивные доски.
В работе с детьми с ОВЗ специалисты используют развивающие игры, специализированную литературу и методические пособия, предназначенные для работы с детьми данной категории.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Средства обучения подразделяются на следующие виды: -печатные (пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и т.д.);
-электронные образовательные ресурсы (ноутбук, проектор, интерактивная доска, цифровое пианино);
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы);
-наглядные пособия (плакаты, карты, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МАДОУ детском саду обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию и в здание детского сада.
В МАДОУ организована круглосуточная охрана.Вход в здание оборудован кнопкой вызова, в здании находятся ответственные сотрудники, готовые оказать помощь всем обратившимся.
Специальные условия питания
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ организовано 4-х разовое питание. Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет большое значение для его здоровья. Недостаточное обеспечение детей железом, селеном, йодом, цинком, кальцием и др. может послужить основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижении физической работоспособности и т.п. Поэтому определяющим принципом организации детского питания должно стать сбалансированное питание. Питание воспитанников в МАДОУ организовано в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Учреждение работает по 10-дневному меню, утвержденному заведующим МАДОУ. В рационе питания используются пищевые продукты, обогащенные незаменимыми микронутриентами такими как: йодированная соль, витаминизированные соки, кисели и напитки, витаминизированный хлеб. Проводится круглогодичная искусственная С - витаминизация третьего блюда.
Специальные условия охраны здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья организацию оказания первой медико-санитарной помощи в МАДОУ осуществляет МАУ "Детская городская поликлиника № 13", руководствуясь совместным Приказом Министерства здравоохранения СО № 1178-П и Министерства общего и профессионального образования СО № 210-д от 16.09.2014г. "О совершенствовании медицинского обеспечения в образовательных организациях Свердловской области.
В соответствии с лицензией и соглашением с МАУ «Детская городская поликлиника № 13» об осуществлении медицинской деятельности в ДОУ организовано медицинское обслуживание старшей медицинской сестрой и врачом.
Медицинские работники осуществляют комплекс профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий:
- организуют и проводят профилактические медицинские осмотры воспитанников, дают комплексное заключение о состоянии их здоровья;
- организуют и проводят иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря по эпидемическим показаниям;
- осуществляют медицинский контроль за организацией образовательного процесса, физическим воспитанием, санитарно-гигиеническим состоянием МАДОУ;
- следят за организацией питания;
организуют и проводят противоэпидемические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательном учреждении;
- предоставляют родителям (законным представителям) информацию о результатах профилактических осмотров;
- проводят анализ состояния здоровья воспитанников, эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий, анализ состояния иммунизации, доводит данную информацию до заведующего образовательным учреждением;
- оказывают воспитанникам медицинскую помощь при неотложных состояниях;
- ведут утвержденные формы учетной и отчетной документации.
Медицинский блок оснащен необходимым современным оборудованием и медикаментами, что позволяет качественно осуществлять медицинское обслуживание воспитанников.
Для эффективной организации проводится мониторинг здоровья воспитанников. Общая здоровьесберегающая направленность оздоровительного процесса в МАДОУ включает: систему закаливания, двигательный режим и двигательную активность, профилактические мероприятия, создание эмоционально – психологически комфортной среды, организацию правильного питания.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольное учреждение имеет подключение к сети Интернет.
Основные направления использования ИКТ:
- оптимизация процесса электронного документооборота;
- создание электронных баз данных;
- повышение квалификации педагогов МАДОУ;
- развитие материально-технической базы МАДОУ;
- ведение сайта;
- проведение методических мероприятий с использованием ИКТ;
- организация конкурса методических разработок с использованием ИКТ;
- включение ИКТ в образовательный процесс;
- использование новых форм работы с детьми с применением ИКТ (участие в сетевых конкурсах, проектах, мероприятиях, публикации в сети Интернет);
- использование готовых цифровых образовательных ресурсов.
Доступ педагогов к информационно - телекоммуникационным системам осуществляется через сеть Wi-Fi, а также в кабинетах специалистов, оборудованных персональными компьютерами, имеющими проводной доступ в сеть Интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья для повышения качества педагогического процесса используются электронные образовательные ресурсы: собственные электронные образовательные и информационные ресурсы, сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы.Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования.
Для повышения качества педагогического процесса используются следующие электронные образовательные ресурсы:мультимедийные презентации;видеозаписи,обучающие фильмы;звуковые файлы;программное обеспечение интерактивных досок; МЭО.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для детей, детей - инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья для повышения качества педагогического процесса в МАДОУ используются следующие технические средства обучения:
- мультимедийные презентации;
- видеозаписи;
- мультипликационные фильмы, созданные детьми;
- интерактивные игры;
- мобильное электронное образование (МЭО);
- обучающие фильмы;
- звуковые файлы;
- программное обеспечение интерактивных досок.